Расчет стоимости
Скачать прайс

Регистрация филиала

Развивать бизнес проще всего с помощью открытия подразделений. Такие структуры бывают нескольких типов, но для полноценной деятельности лучше других подходят филиалы. Это практически мини-версия самой компании с небольшим ограничением в правах на принятие управленческих решений.

Филиал — это подразделение, которое обособленно территориально от головной организации, оснащено стационарными рабочими местами, функционирует на основании положения. Руководитель подобной структуры действует в рамках доверенности, выписанной на его имя генеральным директором компании.

В отличие от представительства филиал выполняет больше функций, включая и те, что характерны для всего хозяйствующего общества. Такое подразделение ведет активную коммерческую деятельность, а не просто является официальным «лицом» или «адвокатом» компании в других регионах или странах.

Зачем открывают филиалы?

Рано или поздно компании понимают, что без поиска новых возможностей достичь прогресса не удастся. Для реализации товаров или услуг за пределами своего основного места нахождения нужны лишь налаженные партнерские связи, организованные поставки и эффективная логистика.

Но если вывести часть производства и обслуживающие отделы туда, где отмечен основной спрос и есть хорошие перспективы продаж на будущее, то показатели работы компании резко пойдут вверх. Кроме того, это просто удобнее.

Также бывает, что наличие подразделения — это настойчивое пожелание крупных потенциальных заказчиков.

Как принимается решение о создании филиала?

Вопрос о расширении деятельности за счет открытия дополнительного отделения — прерогатива учредителей юрлица. В типовом случае действуют следующим образом:

  1. Предварительно обсуждают соответствующую инициативу. Если выясняется, что многие владельцы юрлица против, то устраняют противоречия и убеждают их в необходимости данного шага. Но если действовать без проведения такой подготовительной работы, то корпоративных споров, а, вероятно, и судебных тяжб по этому поводу не избежать.
  2. Если разногласий нет или они благополучно улажены, то приступают к формальной процедуре. Первый этап — организация собрания участников. Есть два пути: внести вопрос о создании филиала на плановом мероприятии (проходит, как правило, ежегодно) либо созвать всех учредителей в срочном, внеочередном порядке (когда откладывать открытие нецелесообразно). Для предметного рассмотрения готовится проект положения о будущем подразделении.
  3. После дискуссии проходит голосование. Законом установлен необходимый минимум согласных — 2/3, но планка бывает и выше, если это прописано в Уставе.
  4. Протокол, оформленный по итогам собрания, закрепляет принятое решение, утверждает положение, а также устанавливает должностное лицо, ответственное за дальнейшую регистрацию.

Правовой статус филиала

Прежде всего, любые обособленные подразделение не считаются юридическими лицами, так как выступают от имени компании, которая их создала. Ответственность за действия также ложится на головную организацию.

Филиал получает в свое ведение имущество и наделяется достаточно серьезными полномочиями, в том числе, на открытие собственных расчетных счетов, бухгалтерский учет, оформление бланков и печатей, наем и увольнение персонала.

Информация о филиалах юридического лица обязательно отражается в ЕГРЮЛ, но не включается в его Устав. Вот это последнее условие, которое предусмотрено последней редакцией федерального закона об ООО, создает массу сложностей.

С одной стороны, определенно хорошо то, что компаниям теперь необязательно указывать в Уставе о своих обособленных подразделениях, так как в этом случаев об изменениях (открытии новых, ликвидации и т.п.) разрешается сообщать по упрощенной и бесплатной процедуре для сведений в ЕГРЮЛ.

Но на практике бланк заявления для подобных случаев (Р14001) необходимую графу до сих пор не предусматривает. Многочисленные разъяснения ФНС слишком противоречивы и общего решения для всех не содержат. В итоге, в каждом регионе договорились о своих правилах оформления. Кто-то использует форму Р13001, но вместе с обновленным вариантом Устава без сведений о подразделениях, другие же предпочли заявление Р14001, но без указания причин его заполнения.

Порядок регистрации филиала

Итак, собрание состоялось, соответствующее решение поддержано, а протокол надлежаще оформлен. Теперь необходимо подготовить остальные документы для ИФНС:

  1. Перед обращением следует уточнить форму, которую рекомендует конкретная налоговая. В зависимости от ответа заполняется Р13001 либо Р14001 (подпись директора на них заверяется у нотариуса).
  2. В случае с внесением данных о филиалах в учредительные документы также оплачивается госпошлина, распечатывается 2 экземпляра актуальной редакции Устава и предоставляется копия протокола собрания. В варианте с заявлением Р14001 дополнительных затрат и бумаг не потребуется.

Собранный комплект отправляется в уполномоченную ИФНС (при личном визите в инспекцию, через МФЦ, по почте либо электронным способом при помощи ЭЦП).

Через 5 дней лист с соответствующей записью в ЕГРЮЛ и Устав вручаются заявителю.

Процедура регистрации филиала считалась бы относительно простой, если бы ФНС вовремя согласовала собственные же нормативные документы и требования по этому вопросу. Поэтому тем компаниям, которые не хотят теряться в догадках, как, что и когда надо делать для открытия подразделения, а потом еще и исправлять ошибки, лучше сразу поручить все необходимые этапы юристам со связями в ФНС и регулярной практикой.

Вас может заинтересовать