Общественные объединения

Общественные объединения, хотя и подпадают под определение некоммерческих организаций, представляют собой их совершенно особый тип. Они призваны помочь гражданам реализовать свое право на объединение вокруг той или иной цели, не коммерческого свойства и не противоречащей Конституции.

Именно общественные объединения позволяют гражданам в рамках закона, общаться с властью и влиять на нее.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах —общедоступной. Название должно указывать на цели и организационно-правовую форму.

По территории действия делятся на:

  • местные
  • региональные
  • межрегиональные
  • общероссийские
  • международные

Так, общероссийское объединение вправе осуществлять свою деятельность на территории более половины субъектов РФ, межрегиональное — менее половины, региональное — на территории одного субъекта, а местное — в пределах территории органа местного самоуправления.

Как создать общественное объединение

Решение о создании общественного объединения принимается на съезде или общем собрании. На том же собрании принимается устав, формируются руководящий и контрольно-ревизионные органы. С этого момента объединение считается созданным.

Права юридического лица оно приобретает после государственной регистрации. Общественные объединения могут существовать и без государственной регистрации, однако не получив статуса юридического лица, объединение не может иметь собственности, банковского счета, вести хозяйственную деятельность и выступать от своего имени в суде.

Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица. Юридические лица могут быть учредителями наряду с физическими и только если это другие общественные объединения. Учредителей должно быть не менее трех.

Также возможна смена учредителей общественного объединения.

В качестве учредителей не могут выступать органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Решение о регистрации принимает Минюст.

Права и обязанности

Члены общественного объединения имеют равные права и обязанности — будь то физические или юридические лица. Объединение может иметь в собственности земельные участки, строения, транспорт, ценные бумаги, СМИ — все, что необходимо для достижения целей, прописанных в уставе.

Объединение может вести предпринимательскую деятельность, но полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на уставные цели.

Члены общественного объединения собственниками его имущества не являются и теряют право на собственность при ее передаче объединению.

Граждане имеют право не указывать в официальных документах факт своего членства в тех или иных общественных объединениях.

Некоммерческая организация, отвечающая двум признакам — финансирование из-за рубежа и участие в политической деятельности — в обязательном порядке должна состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Для этих организаций предусмотрен особый режим, предусматривающий, в частности, особую отчетность и проверки.

Особенности налогообложения

Пожертвования, вступительные и членские взносы не облагаются налогом на прибыль. Общественные объединения могут применять упрощенную схему налогообложения.

Общественная организация

Общественное объединение, основанное на членстве и созданное для защиты общих интересов участников. Членами общественной организации могут быть физические и юридические лица — общественные объединения. Общероссийские общественные организации могут быть преобразованы в политические партии.

Высшим руководящим органом является съезд или общее собрание. На котором, в частности, избирается постоянно действующий коллегиальный орган управления, который в дальнейшем и выступает от имени организации.

В силу наличия членства, организация имеет более устойчивую структуру и систему управления. Учредители не отличаются от вновь принятых членов. При голосовании они могут остаться в меньшинстве и будет принято решение, не отвечающее интересам учредителей. Чтобы не допустить принятия решений, ведущих к изменению политики организации, не ограничивая при этом приток новых членов, устав общественной организации может предусматривать «испытательный срок». В этом случае кандидат принимает участие во всех собраниях, мероприятиях, платит взносы и выполняет другие обязанности, но круг его прав уже, чем у члена организации: он может не иметь права голоса при принятии решений на общих собраниях и не может быть избран в руководящие органы.

Вместе с тем, все вышеприведенные достоинства могут обернуться и главным недостатком: общественные организации со временем склонны к формализации и бюрократизации.

Общественное движение

Правовой статус общественного движения, в основном, аналогичен статусу общественной организации, но не предполагает членства. Как следствие, движения более многочисленны и не имеют четкой организационной структуры.

Общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по тем или иным социально-значимым вопросам.

Общероссийские общественные движения, также как и общероссийские общественные организации, могут быть преобразованы в политические партии.

Политическая партия

Общественное объединение, основанное на членстве и созданное для участия в политической жизни государства. Целью любой политической партии является выдвижение своих кандидатов на выборах всех уровней власти и формирование общественного мнения.

Путей создания политической партии два: проведение учредительного съезда, либо преобразование из общероссийских организации или объединения.

Партия должна иметь отделения не менее чем в половине субъектов РФ и не менее пятисот членов. Членами могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет. Одновременное участие в нескольких политических партиях не допускается.

Высшим руководящим органом является съезд.

Политическая партия должна иметь свою программу, с прописанной идеологией, целями и путями их достижения.

Финансирование партий осуществляется за счет членских взносов, пожертвований и поступлений от предпринимательской деятельности.

При этом пожертвования не могут быть анонимными или исходить от государственных, благотворительных и религиозных организаций. Строгий запрет действует также на любую финансовую поддержку российской политической партии со стороны иностранных организаций и граждан.

На проведение избирательных кампаний партии получают финансовую помощь от государства.

Ежегодный финансовый отчет партия предоставляет в Центральную избирательную комиссию.

Общественный фонд

Общественное объединение, не имеющее членства. Цель общественного фонда — формирование имущества на основе добровольных взносов и последующее его использование на общественно-полезные цели.

Фактически, фонд — управляющая организация, аккумулирующая средства и направляющая их на заявленные в уставе цели. Фонд является полноправным собственником своего имущества, а участники не несут ответственности по его долгам. При ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, не подлежит распределению между участниками.

Принимать участие в управлении делами фонда участники также не могут. Деятельность фонда должна осуществляться публично. Предпринимательская деятельность самого фонда ограничена целями создания, зафиксированными в уставе. Вместе с тем, закон позволяет фондам создавать коммерческие организации.

Для контроля за работой фонда создается попечительский совет и ревизионная комиссия. Попечители исполняют свои обязанности в совете на общественных началах, не получая за это вознаграждения. Их решения носят рекомендательный характер, однако в случае выявленных нарушений совет вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда.

Общественное учреждение

Объединение, не имеющее членства и ставящее целью оказание конкретного вида услуг.

Коллегиальный орган, избранный участниками, не являющимися при этом учредителями и потребителями услуг, управляет учреждением определяя содержание его деятельности. Не имея при этом права распоряжаться имуществом.

Общественное учреждение не владеет имуществом, а получает его в оперативное управление от учредителей. Собственник вправе в любой момент изъять ту часть имущества, которая не используется или используется не по назначению. При смене собственника закрепленное за учреждением имущество остается в оперативном управлении.

По своим обязательствам общественное учреждение отвечает денежными средствами. В случае их недостаточности собственники имущества несут субсидиарную ответственность.

На практике общественные учреждения встречаются редко. В действующем законодательстве заложена правовая коллизия, не позволяющая создать общественное учреждение не нарушив закона и Минюст, как правило, отказывает в регистрации подобных объединений. Согласно закону «О некоммерческих организациях», они создаются «для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей», одновременно закон «Об общественных объединениях» определяет общественное учреждение как «ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг». В свою очередь Гражданский кодекс определяет договор оказания услуг, как возмездный, то есть вполне материального свойства.

Орган общественной самодеятельности

Объединение с целью решения социальных проблем возникающих по месту работу, учебы или жительства. Не имеет членства.

Орган общественной самодеятельности создается по инициативе граждан, заинтересованных в решении означенных проблем. На общем собрании учредителей принимается устав организации и программа деятельности. Высшим органом является инициативная группа, а оперативное управление осуществляет выбранный участниками директор.

Орган не имеет над собой вышестоящих структур и является самостоятельным. Является собственником имущества, созданного или приобретенного в процессе деятельности.

В силу особенностей целей орган общественной самодеятельности максимально удобен для территориальных общественных самоуправлений.

Религиозные организации

Религиозные объединения в РФ могут создаваться в форме групп или организаций. Религиозная группа вправе совершать обряды, заниматься образованием своих последователей, но не может быть наделена правами юридического лица.

Религиозное объединение, планирующее вести не только просветительскую, но и хозяйственную деятельность должно быть зарегистрировано в качестве религиозной организации.

По территориальному признаку религиозные организации делятся на местные и централизованные.

Участниками местной могут быть только граждане. Не менее десяти человек старше восемнадцати лет. Централизованной — не менее трех местных религиозных организаций.

Религиозная организация является собственником всего переданного ей имущества, имеет право вести предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых создана.

Помимо стандартных учредительных документов, для государственной регистрации религиозная организация должна представить сведения о вероучении, истории его возникновения и отношении к основным гражданским правам и свободам. Местная организация также должна представить документальное подтверждение существования данной религиозной группы на указанной территории не менее пятнадцати лет или своей принадлежности к уже существующей центральной организации.

Наименование религиозного объединения должно содержать указание на вероисповедание. В случае с централизованными организациями, действующими на территории РФ более пятидесяти лет, в названии могут присутствовать слова Россия и российский.

Регистрирующий орган в случае сомнений относительно сущности и характера вероучения вправе инициировать проведение государственной религиоведческой экспертизы. Выводы экспертов будут носить рекомендательный характер, но могут послужить основанием для отказа в регистрации.

Или позвоните нам, и мы дадим вам консультацию по регистрации некоммерческих организаций.

Антон Агула

руководитель отдела корпоративной практики

+7 (495) 987-18-50
Оставить заявку
Расчет стоимости
Скачать прайс